Почему машина плохо тянет в гору причины неисправности
17.04.2023
При езде по прямой дороге без особого увлечения скорости, особенно в городских условиях, некоторые недостатки автомобиля неопытный водитель может и не замечать. Более того, легко привыкнуть к поведению машины и считать, что именно так она и должна ездить. Но первый же выезд в горную местность и проверка на крутом подъёме покажут наличие проблем, если машина плохо тянет в гору. В этом случае, автомобиль явно нуждается в диагностике. Насколько бы двигатель ни был изначально слаб ради экономичности и низкой стоимости, но разгонять машину быстрее тяжёлых грузовиков он обязан.
Движение вверх отличается от горизонтального тем, что автомобиль непрерывно набирает потенциальную энергию, пропорциональную его массе. На это надо затратить работу – чем выше скорость, тем больше на это потребуется мощности. Мощность – это и есть работа, совершенная в единицу времени.
Для преодоления подъёма потребуется вся мощность двигателя. Но если подъем в гору дается сложно, с существенной потерей скорости, очевидно, что есть проблемы с двигателем или непроизводительная затрата его энергии.
Энергия в моторе порождается из топлива. Гореть оно способно только в достаточно точно выверенной смеси с кислородом воздуха. Если с поступлением последнего проблемы нет, значит не хватает горючего.
Бензин (или дизельное топливо) подаётся из бака насосом под определённым давлением. Если оно не развивается, то и ожидать отдачи от двигателя не стоит. Очевидно, что надо проверять давление насоса, для чего используется вентиль топливной рампы и манометр.
По пути могут возникнуть и другие преграды. Например, засорившийся топливный фильтр, неисправные форсунки впрыска, ошибочная дозировка топлива электроникой. Чтобы разобраться, потребуется диагност со сканером и другими приборами. Он просмотрит основные данные управляющего компьютера и определит неисправность.
В бензиновом моторе смесь надо поджечь. Для этого используется высоковольтный разряд в свече зажигания. К нему тоже предъявляются требования:
- мощность искры;
- своевременность её подачи;
- исключение аномального горения;
- точная регулировка опережения зажигания в зависимости от режима работы мотора.
Малейшие отклонения в моменте, а также плохое состояние свечей, высоковольтной части и ключей управления приводят падению мощности, пропускам воспламенения, перегреву и прочим неприятностям вплоть до разрушения деталей двигателя. Понятно, что увеличение времени подъёма на гору – не самая большая беда в этом ряду, но грозный симптом.
Со временем двигатель изнашивается, что также ведёт к потере мощности. Но не только износ влияет на отдачу:
- могут измениться фазы газораспределения за счёт ошибки при установке, износа или перескакивания ремня или цепи на зуб и более;
- в каналах впуска и выпуска изменяются проходные сечения, откладывается нагар, накапливается грязь, деградирует каталитический нейтрализатор;
- по разным причинам снижается компрессия в цилиндрах;
- по вине системы охлаждения нарушается тепловой режим двигателя;
- меняется геометрия распределительных валов, нарушаются тепловые зазоры клапанов;
- неподходящее или поддельное масло ведёт к росту потерь на трение.
Небольшая потеря отдачи проявится именно на подъёмах, поскольку в прочих условиях мотор работает далеко не на полную мощность.
При управлении на пределе возможностей двигателя важно точно и вовремя выбрать передачу при ручном управлении трансмиссией. Мощность увеличивается с ростом оборотов, но если крутящего момента на колёсах не хватает для раскрутки, то машина будет замедляться даже при полностью выжатой педели газа. Приближение к крутому подъёму требует заблаговременного выбора передачи, достаточной для полного его преодоления. Правильно переключиться в таких условиях сможет далеко не всякий водитель.
Мотор надо полностью освободить от прочих нагрузок, обеспечив выдачу максимума на коробку передач. Много энергии отбирает кондиционер, его необходимо отключить до конца подъёма. Задействованные потребители электроэнергии нагружают генератор, который также получает часть мощности мотора.
Распространенная ошибка – забывчивость при снятии машины с ручного тормоза. При неполном отпускании рычага колодки остаются прижатыми и существенно притормаживают автомобиль.
Шины могут потерять давление, а в таком состоянии велико их сопротивление качению. Мощность уходит в разогрев резины и воздуха. То же произойдёт и в случае грубых нарушений углов установки колёс.
Можно однозначно утверждать, что любая неисправность ходовой части, трансмиссии, даже аэродинамической формы кузова ведёт к снижению эффективной мощности автомобиля и увеличению расхода топлива. А заметнее всего это в самом критическом режиме – движении в гору.
Все неисправности автомобиля должны быть немедленно устранены. Даже если кажется, что в определённых условиях можно повременить с проверкой и ремонтом, следует понимать – дело не просто в мощности мотора.
Проблемная машина бесполезно расходует топливо, загрязняет атмосферу, имеет свойство разрушать в себе ещё пока исправные узлы, а часто просто небезопасна. Как минимум надо определить, в чём конкретно дело, а потом уже принимать решение.